ПОСЛЕСЛОВИЕ
Почти все герои книги являются реальными историческими персонажами. В книге нет искажений известных исторических сведений.
Филон Александрийский – известный философ и богослов, умерший около 50 г. по Р. Х., представлявший делегацию александрийских евреев к императору Гаю. Он оставил обширную литературу. Его богословие и вклад упоминаются Иосифом Флавием. Его в превосходных выражениях на многих страницах своей Церковной истории восхваляет первый христианский историк Евсевий Кесарийский (Памфил). Его труды легли в основу большинства последующих христианских богословских концепций. Он жил и умер в Александрии, где проживали первые выдающиеся христианские богословы, такие как Климент Александрийский и его приемник в катехизаторской школе Ориген.
Папий Иерапольский. Известен из книги Евсевия, где ему посвящено немало строк. Есть несколько списков истории Евсевия Памфила. В одной из них, среди прочих сведений о Папии, сообщается следующее: «Папий, епископ Гиерапольский, послушник Иоанна Богослова, товарищ Поликарпа, пять книг “Изречений Господних” написал. В них, перечисляя апостолов по порядку, после Петра и Иоанна, Филиппа, Фомы и Матфея, учеников Господних, он записал Аристиона и другого Иоанна, которого пресвитером называет. Некоторые предполагают, что <этому> Иоанну принадлежат два послания, коротких и соборных, распространённых под именем Иоанна, по одному изначальному признанию древних. Некоторые же, введённые в заблуждение, полагают, что и Апокалипсис его. И Папий относительно тысячелетия ошибался, а чрез него и Ириней. Папий во второй книге говорит, что Иоанн Богослов и Иаков, брат его, иудеями были убиты. Папий рассказал историю, полученную чрез дочерей Филипповых, что Варсава, он же Иуст, испытываемый неверующими, яд ехидны пил во имя Христово и невредимым оставался».
Поликарп Смирнский. Мученик, епископ Смирны. Считается учеником Иоанна Богослова. Учитель Иринея Лионского. Прославился известным спором с папой римским Аникитой. Поликарп отстаивал празднование пасхи по иудейскому обычаю.
Прохор. Ученик и спутник Иоанна Богослова.
Старец Иоанн. Пресвитер, то есть старейшина, называл себя старцем. Автор двух посланий и Евангелия от Иоанна. Проживал в Малой Азии. Основные сведения о нём – из книг Папия Иерапольского, отрывки из которых приведены в Церковной истории Евсевия Памфила, епископа Кесарии.
Отец Константин из Костромы. Он и события, приключившиеся с ним в Красноярском крае, достоверны.
Дима Корнилов. Реальный человек, имя изменено. Его жизнь описана на основе реальных событий.
Остальные персонажи вымышлены. События их жизни имели место в реальности, но в других сочетаниях и с различными людьми.