Кирджали

Рисунок А.С. Пушкина. 1830

Кирджали (на турецком означает «удалец») был жестокий разбойник. Он участвовал в освободительном движении, «разбоями наводя ужас в Молдавии». После победы турок, он с товарищами оказался на русской территории. Здесь с ними произошли удивительные перемены.

«Их можно всегда было видеть в кофейнях полу-турецкой Бессарабии, с длинными чубуками во рту, прихлебывающих кофейную гущу из маленьких чашечек. Их узорные куртки и красные востроносые туфли начинали уж изнашиваться, но хохлатая скуфейка все же еще надета была набекрень, а атаганы и пистолеты все еще торчали из-за широких поясов. Никто на них не жаловался. Нельзя было и подумать, чтоб эти мирные бедняки были известнейшие клефты Молдавии, товарищи грозного Кирджали, и чтоб он сам находился между ими». Турция потребовала их выдачи. Кирджали, который с момента перехода на русскую сторону не тронул чужого волоса, не скрывался и жил мирно, был найден властями и посажен под караул. Он был тридцати лет, высок, широкоплеч, в нем чувствовалась физическая сила. Но когда чиновник, старичок в полинялом мундире, зачитывал ему постановление, он затрясся, заплакал и повалился ему в ноги. Потом сел сам в телегу и поехал с одним жандармом охраны к туркам. Оказалось (как узнал после рассказчик), Кирджали на коленях просил чиновника позаботиться о жене и сыне.

Попав в турецкую тюрьму, Кирджали хитростью выманил семь охранников из города в степь, они отправились с Кирджали искать якобы закопанный им клад. Убив одного, он завладел его оружием; остальные разбежались. Кирджали вернулся к разбою, вымогая откупные и приводя в страх города и села.

Рассказчик восклицает в конце: «Каков Кирдажли!»

Дело, конечно, не в «подвигах» Кирджали. Вернее, повествователя восхитил именно Кирджали. Но это уровень притчи, сказа.  А слушатель и писатель (Пушкин) увидел еще нечто, что поразило его и заставило написать эту повесть. Удивительным было явственное преображение человека почвой (на самом деле духом). Попав из одного социума в другой, безжалостный и бесстрашный разбойник безо всякого воспитания и усилия превратился в смиренного христианина, причем искреннего, без малейшего лукавства. Это видно и из слов его и дел: принял покорно приговор, не избавился от сопровождавшего его на турецкую сторону жандарма. Хотя по силе своей мог бы сделать это легко, как расправился после с семью вооруженными ятаганами и пистолетами турецкими охранниками. Возвращенный же к туркам, стал опять тем самым Кирджали. И не было в нем никакой игры и притворства  ни до, ни после. Он всегда был самим собою!

Кирджали –  цельная, храбрая личность, достойная эпических форм. Но немало было во все времена храбрых разбойников, и в этом коротком рассказе неявным главным героем является не Кирджали. Разлитый на русской земле дух, который проникает всюду и вбирает в себя любого, самого горячего, жестокого и сильного и преображает, соединяется с ним и меняет совершенно. Каждый может отличаться характером и одеждой, но должен быть един духом с народом, осознает он или нет. Дух определяет, кто ты: свой или чужой. И чужого либо выталкивает, либо пытается уничтожить! Так происходит с пчелами из другого роя – они либо приобретают запах новой семьи, либо бывают изгнаны и убиты.  

Добавить комментарий