Слоистость мира, сингулярность, появление человека и рождение бога.

  1. Мы наблюдаем несколько структурных уровней организации материи, между которыми существует нечто вроде информационного барьера, и имеется определенный разрыв причинно-следственных связей. Материю в этом смысле можно уподобить слоеному пирогу. В каждом слое действует свой набор законов. Слои отличаются характерным действием (S) и характерными размерами действующих лиц элементов материи. Если грубо, это уровень атомов и субатомных частиц, который описывается квантовой механикой; уровень молекулярный, где основными законами является периодическая система и законы химии (часто можно объединить с предыдущим уровнем); уровень привычных для нас размеров, в котором действует ньютоновская механика (S>>ħ); и мир огромных тел и пространств, которые описываются общей теорией относительности и т.д. Это сознательное упрощение, но с определенными оговорками картина именно такова: двигаясь от более низкого уровня к более высокому мы наблюдаем переход, который можно назвать сингулярностью (особенностью).
  2. Возникает вопрос, являются ли законы более высокого уровня организации материи следствием (суммой, обобщением, преобразованием) законов более низкого уровня? Возможно ли сформулировать, вывести законы более высокого уровня, зная законы более низкого? Или так: возможно ли при наличии максимально допустимых вычислительных возможностей рассчитать состояние системы, зная начальное состояние объектов (частиц, атомов)  низкого уровня? Скорее всего правильный ответ: нет. На новом уровне возникают объекты и законы, которые невозможно описать с помощью объектов и законов предыдущего уровня. Невозможно вывести уравнения Ньютона и Максвелла, или ОТО из уравнения Шредингера и наоборот. Тогда откуда берутся законы более высокого уровня, как они возникают?
  3. Рассмотрим два уровня: квантовый и привычный для нас макроуровень. Как можно наглядно представить информационный фильтр между ними? Например, так: стоит толпа и слушает оратора. Небольшие группки людей, пары, обмениваются между собой содержательными замечаниями, шутками, колкостями, возражениями и т.д.  Но для оратора или оператора телевидения, снимающего издалека, слышен гул одобрения, или протеста и возмущения, или тихий ропот толпы. Возникла новая информация: общество одобряет, или общество порицает, но совершенно не проходит информация от каждого в отдельности. Казалось бы, конечный результат можно определить как суперпозицию отдельных высказываний и выкриков, которые характеризуются знаком (направлением) оценки и интенсивностью (абсолютным значением). Но мы имеем не просто суперпозицию окончательных мнений, но взаимодействие, приводящее к их изменению. Как же определить, какое высказывание того или иного из участников оказало наибольшее влияние на мнение других и большинства? Что явилось определяющим: аргументация или энергия, страстность? Даже если мы имеем запись всех реплик, невозможно проанализировать каждый конкретный диалог и неким образом прийти к конечному результату для всей толпы. Мы имеем дело с «сингулярностью», невозможностью на языке нижнего уровня описать новый уровень с его своими законами – законами поведения общества. Именно так обстоит дело с квантовым и макроуровнями. События на обоих уровнях описываются алгоритмами, хотя и разными. Сингулярность между ними неалгоритмизуема. Любой новый уровень  рождается из сингулярности.
  4. Еще одна интересная модель для понимания, что такое сингулярность между слоями мира — биллиард  Синая:

Небольшое отклонение в направлении удара приводит к более существенному изменению отклонения после отражения из-за вогнутости стенок биллиарда, и из-за выпуклости шаров. Через несколько столкновений оказывается невозможным предсказать положения шаров. При большом числе столкновений возникает своего рода принцип неопределенности. А поведение огромного количества шаров требует для описания совершенно иных подходов, чем для каждого в отдельности. Как бы детально мы не старались описать поведение каждого отдельного шара, используя известные формулы, мы не понимаем картины в целом и не знаем происходящего спустя короткое время. Мы имеем два алгоритмизуемых уровня, между которыми находится сингулярность. Существуют и другие наглядные образы.